Самое удивительное здесь - мягкая настойчивость, с которой "Парадуш" адаптируют песни Макаревича и Кутикова. Огромное уважение к оригиналам не мешает обработчикам вкладывать в произведения свои смыслы. В женском исполнении стихи Макаревича совершенно лишаются той дидактической назидательности, которой грешит порой авторское прочтение (см. {"Старые друзья"). Где у "Машины" главенствовал текст, "Парадуш" умело оттесняет его на второстепенные роли, предлагая завораживающие аранжировки. В хитах вроде "Музыки под снегом", "Знаю только я" и "Снега" слушателя радуют не только наизусть знакомые мелодии и стихи, но и вкусные добавки - новые мелодические решения, задумчивые инструментальные кружева, непривычное настроение (а в бонусе - еще и "Знаю только я" на португальском языке). "Машина времени" подверглась радикальному тюнингу, в результате которого ее песни зазвучала на грани "музыки для релакса". Погружаясь в расслабляющие волны лаунж-джазовых аранжировок и голоса солистки, порой вообще →
Супер-творение в стиле классического плавного эмбиента. Альбом непонятно как начинается (т.е. я, например, долго думал, почему целых две минуты с начала вещи ничего не слышно, а потом оказалось, что музыка все это время медленно появлялась, трансформируясь из низкочастотных звуков в воспринимаемые человеческим ухом). Как и многие другие творения этого коллектива, альбом является неким саундтреком к некому фантастическому повествованию, которое, несомненно, происходит в космосе. Глубокие эмбиентные звуки (в том числе гитарные), отдаленные голоса и ноль ударов в минуту как нельзя лучше располагают к сюрреалистическим медитациям. Примечательна вещь Kobresia, в которой использован семпл на русском языке (происхождение его осталось для меня загадкой). Напоминает он запись работы сопящего исследователя на диктофон, наговоренную им же: "Это либо металл, либо, если металл, то крашеный. Холодная поверхность. Либо, может быть пластмасса. Цветной. Может быть, это игрушка." Очень интересный →