Архитектурная композиция храмового южноиндийского комплекса, в котором главным стержнем являлась вимана (объем главного святилища), получила свое логическое завершение в величественном памятнике, возникшем на рубеже X—XI вв.,—в Большом храме в Танжуре (на юге Индии). Его вимана с пирамидально‑ярусной шикхарой достигла 60 м высоты. В шикхаре исчезло внутреннее деление, она полая внутри, а на наружной ее поверхности создана видимая декоративная этажность с измельченными ярусами, слившимися в одну линию, как бы подчеркивающими их декоративное назначение. И все же преемственность в построении шикхары от ратхи Дхармараджа в Мамаллапураме остается очевидной. Коренные изменения претерпела архитектурная композиция храмового комплекса, начиная с XI в., когда в условиях усилившейся угрозы со стороны мусульманских феодалов, завоевавших в это время Север Индии, на Юге почти прекратилось строительство новых храмов и стели воздвигать лишь новые ограды вокруг старых известных храмов. Вместе с новыми оградами строились новые надвратные башни гопурам, выполнявшие также роль дозорных башен, которые превосходили ранее построенные гопурам размерами и декоративным убранством. Идея окружения храма стенами в несколько рядов не была новой и, скорее всего, была заимствована от сооружений крепостей и городов. В древних текстах, например в «Артхашастра», говорится о том, что деревни и города обносились в целях обороны оградами и крепостными стенами в несколько рядов и имели многоэтажные сторожевые башни — атталака, возможно, подобные башням гопурам. В XI—XII вв. появилась необходимость в обороне храмовых комплексов.