Приятно, когда мысли мелкопоместного философа нашли отражение в постах столичных звезд. Однако проблема не в наличии свободного выбора, как такового. Выбор, во что верить, был всегда. Я говорил, что проблема в том, что в обществе потребления, чтобы выжить, любая конфессия, философская или научная школы должны себя вести по законам этого общества. Позиционируйся или умри, как это случилось со многими ересями, науками и т.д. Чтобы стать популярным, нужно делать бренд, нужно бороться с конкурентами (привет, Дэн Браун), нужно проводить промо‑акции, аналогия до бесконечности.
Но когда ты делаешь бренд, исчезает суть, потому что бренд — это мимезис, а затем и семиозис, переход в подражание, а затем в знак. А вера — исчезает. И наука исчезает. Про это я уже писал, кстати. Что если раньше наука занималась поисками истины, то теперь обслуживает интересы. И по этому повод хочется процитировать прекрасную притчу.
Жил‑был на Ближнем Востоке юноша, который великолепно играл на зурне. Все учителя поражались его таланту. И тогда жители города решили отправить его учиться в большой город в другую страну. Долго ли, коротко ли, но вернулся юноша домой. Попросили его сыграть. Он достал зурну и начал вытворять что‑то неописуемое, публика ревела от восторга, и только старые учителя грустно на это смотрели. Их начали спрашивать: «Почему вы грустите, посмотрите, что вытворяет ваш ученик! Смотрите, какая у него техника!». Самый старый учитель сказал в ответ: «Техника‑то хорошая, мастерство есть. А вот МЫН исчез». Понимаете? МЫН исчез.