Однажды утром во время Йонг Менг Джонг Джин в Провиденс Дзен Центе ученик вошел в комнату для бесед и поклонился Сеонг Сан Соен‑са. Соен‑са сказал: «У вас есть вопросы?» Ученик сказал: «Да, что такое смерть?»
Соен‑са сказал: «Вы уже мертвы». Ученик сказал: «Я только умираю. Я в действительности еще не испытал смерти. Я даже не понимаю, что означает это слово». Соен‑са ударил его. Ученик замешкался и не мог ответить. Через несколько секунд Соен‑са сказал: «Когда вы думаете о смерти, вы создаете смерть. Когда вы думаете о жизни, вы создаете жизнь. В пустом уме, есть ли вы? Есть ли я?» «Нет». «Вы сказали „Нет“. Вы должны понять „Нет“! Это „Нет“ — ни я, ни другой, ни тело, ни ум, ни мир. Поэтому это не жизнь и не смерть. Это — истинная пустота прежде мышления. Прежде мышления есть только просто как это. Поэтому жизнь — только жизнь; смерть — только смерть. Вы не должны привязываться к имени и форме. Это как чистое зеркало. В чистом зеркале: все есть ничто; только чистое зеркало. Красное приходит — зеркало красное. Желтое приходит — желтое. Женщина приходит — женщина. Мужчина приходит — мужчина. Смерть приходит — смерть. Жизнь приходит — жизнь. Но все это не существует. Зеркало ни за что не держится. Есть только появление и уход. Таково состояние до мышления: все вещи такие просто как они есть. Имя этому уму — первоначальный чистый ум. Вы должны найти свое первоначальное лицо. Тогда вы не будете создавать жизнь и смерть». Ученик поклонился и диалог продолжился. На следующее утро тот же ученик вошел в комнату для диалогов и поклонился. Соен‑са сказал: «У вас есть вопросы?» «Да, что такое смерть?» «Вы уже мертвец». «Большое спасибо. Сейчас я понимаю». Соен‑са сказал: «Вы понимаете? Тогда, что такое смерть?» Ученик сказал: «Вы уже мертвы». Соен‑са улыбнулся и поклонился.