Большая Тёрка / Мысли / Marlog / О религии и вообще...просто подумалось.
Marlog, кроме истории Гаутамы, я мало что знаю о буддизме.
Но, если не ошибаюсь,что как и любая религия, он включает в себя непроверяемые утверждения. Которые принимаются на веру. Наличествуют плавные переходы от здравой философии к области верований и обратно.
К чистой рациональности стремится наука. Но рационального ответа на вопрос о смысле пока вроде нет и не предполагается в будущем.
А чем уловить свой разум и какими верованиями удовлетворить его волю к смыслу — есть ли разница, ведь результат поиска -это утешение и оно может быть достигнуто разными путями.
Когда будучи очень молодым и очень энергичным юношей, какими бывают большинство парней в подростковом возрасте, я задумался о смысле происходящего,то прежде, чем вдариться в поиски, я почему‑то определился, что ответ на вопросы должен быть очень прост и понятен любому человеку — вне зависимости от его интеллектуального и образовательного уровня.
Потому что если осознание смысла доступно только через интеллектуальные сверхспособности,то в этом была бы наивысшая несправедливость судьбы, которая обделила бы многих последней надеждой.
И ещё, как следствие этой мысли, я подумал, что ответ о смысле должен быть доступен вне зависимости от того, в каком обществе человек живёт, к какой культуре или религиозной конфессии относится, атеист или нет — было бы желание познать — и он познает.
Extradurmann, включает, но Гаутама призывал «никому слепо не верить, каких бы духовных успехов они не достигли, но всё поверять собственной практикой и опытом». И мне подобный совет весьма импонириует. Я имел в виду больше не вопросы смысла, а осознания и принятия. Когда человек уже не ищет смысл, например решив, что смысл жизни в самой жизни, а понимает свою суть (жизни), устройство своих побуждений, видит все свои возможные цели и куда они могут привести и он сам себя как самосознающий механизм перестаёт устраивать. Вот тогда и начинаются поиски «себя», вернее заблуждений. Думаю это и принято называть «кризисом среднего возраста».
«Потому что если осознание смысла доступно только через интеллектуальные сверхспособности,то в этом была бы наивысшая несправедливость судьбы, которая обделила бы многих последней надеждой.»
Но судьба не обещала никому быть справедливой. Набор случайностей не может быть справедлив или обладать любыми другими характеристиками, в принципе.
«И ещё, как следствие этой мысли, я подумал, что ответ о смысле должен быть доступен вне зависимости от того, в каком обществе человек живёт, к какой культуре или религиозной конфессии относится, атеист или нет — было бы желание познать — и он познает.»
Эти мысли истекают всё из той же идеи о «справедливости» судьбы. В буддизме подобная мысль так же присутсвует в виде кармических перерождений и практики. В том смысле, что утверждается, что независимо от способностей, через практику или изучение священных текстов у человека есть возможность достигнуть просветления при должном старании. Если же у него нет возможности, старания или способностей, то утверждается, что такие возможности появятся у него в следующей жизни при добронравном поведении (очищении кармы). Таким образом данная система верования удовлетворяет всем степеням развития человека, исключая некоторые нелогичности и абсурдности, вроде веры в справедливость судьбы, по сути одако заменяя их на некоторые другие, возможно не познаваемые, но декларируемые как многими познанные и к познанию возможные через постижение пустоты.
Marlog, получается, что «постижение пустоты» сводится к «опустошению»?
То есть, вместо того, чтобы при движении к осознанию некой Высшей Истины оставаться разумным, просветлённый постепенно становится безумным и вместо достижения некой высшей ступени сознания, он на самом деле просто утрачивает это самое сознание?
Один мой знакомый, дядька пенсионного возраста, рассказывал, что в его молодости он столкнулся со довольно нестандартной странной ситуацией. В общем,он жил в деревне, уже был женат, ещё при расцвете совдепии это было, в брежневские времена застоя. Был у них сосед, который по мнению окружающих был «с причудами» — увлекался йогой, много читал редкостной для того времени эзотерической литературы и практиковал необычный образ жизни.
Но, поскольку вреда никому не делал, то все относились к нему только с шуткой, но по‑доброму.
Однажды он пропал.
По‑соседски решили проверить — не случилось ли чего.Зашли к нему в дом, а он сидит в позе лотоса в одних трусах посреди большой комнаты. Глаза закрыты, тело зафиксировалось в этой позе. И уже пошёл трупный «душок».
Когда я эту историю услышал, единственное, что я спросил -«он всё‑таки рванул в нирвану?»
Тот ответил — «ну, видимо, рванул».