Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Souchesagee /
Еще одна версия: просто очередной сюжет ПРО БЕЛУЮ ВОРОНУ. Личность против толпы. Атеист среди верующих. Человек вне политики и страстей, охвативших всех. Образованный человек среди невежд. Стойкий человек среди предателей и колеблющихся. Женщина среди мужчин. Аменабар по-рыцарски относится к своим героиням, к этой – тоже. Нежно-почтительно. Для современного кино - едва ли не единственный такой режиссер. Исторический сюжет – просто декорация. Хорошо сделанная, но всё же декорация со всеми условностями, ей присущими.
Почему так бескомпромиссно и прямолинейно снят фильм? Возможно, в Испании - тоже перестройка. Впервые с 15го века (почти) кто-то позволил себе высказать кое-что о... нет, не о христианстве. О церкви. Об институте, удерживающем свободу личности на прокрустовом ложе религиозных правил. Думаю, за это время наболело у них там более чем достаточно. Недавно вышел ещё один испанский фильм с антиклерикальным сюжетом, "Гойя". А ещё - испанские же «Дневники нимфоманки».
О религии: удивительное явление! С рациональной точки зрения – ну сказки ведь! Однако всё гораздо сложнее. Любопытное явление социальной психологии, религия. В отличие от опиума, появляется прямо из воздуха. Не было на протяжении истории человечества ни одного народа-атеиста. Кажется, не было. Там, где религию запрещали (например, Великая французская революция 1789 года), немедленно появлялись другие культы, «живые» кумиры – Наполеон, скажем. То же – в национал-социалистической Германии. То же – в советской России. В позднем СССР «сверху» навязывались суррогатные культы: поклонение Ленину, как «подлинному» коммунисту-полубогу, обретшему истину в последней инстанции; обряды поклонения почти обожествлённым героям Гражданской и Отечественной, ударникам комсомольских строек и даже Хлебу («Хлеб – всему голова!»). Распекали на собраниях колхозников, кормивших свиней хлебом и подростков, которые бросали куски хлеба на улице. Случай, когда подростки играли буханкой хлеба в футбол, обсуждался всей страной, на телевидении и в газетах. Был и нарастающий интерес к настоящим религиям, который образованные коммунисты в 3-4м поколениях встречали «с молчаливым пониманием».
В раннее постсоветское время, на фоне возрождения религии (очень тесно увязанного с «национальным вопросом»), появились разные секты; очень популярным был культ романтических Бандита и Путаны. О них шептались на улице и на работе, о них снимали фильмы, писали репортажи. Дети мечтали стать такими, как они.
Удивительное дело, но за последние 20 лет храмов различных конфессий было построено в сотни (если не в тысячи!) раз больше, чем школ, больниц, детских садов. При бедственном положении и острой нехватке и школ, и больниц, и детских садов, и дорог, и квартир, и прочего материального. Причём, строили действительно «всем миром». Главная (возможно, единственная) национальная идея – религия! Быть атеистом стало как-то не принято, а говорить об этом публично – просто неприлично. Хотя любой образованный и мыслящий человек, тем паче, знакомый с историей религии, просто не может им не быть. По крайней мере, в душе, а не вслух, чтобы не быть БЕЛОЙ ВОРОНОЙ.
Когда и у кого появилась религия – трудно сказать. Возможно, она существует не только у человека. Не исключено, что волчий вой на Луну – тоже своеобразный религиозный обряд. Мозг – загадочная штука!
Если действительно есть вселенский разумный дух, породивший Большой Взрыв и законы природы, управляющий галактиками и туманностями, эволюцией звёзд и планет, бактериями и животными, растениями и насекомыми, заботящийся о мутациях и раковом перерождении, эпидемиях и войнах (это уже было, у Вольтера, «На гибель Лиссабона», кстати)… Достаточно посмотреть на тысячи трупов людей, погибших в землетрясениях и цунами, вспомнить о десятках миллионов погибших в последних войнах, посмотреть в глаза двухлетнему ребёнку, умирающему от саркомы – и станет ясно, что он, этот мировой дух, СОВЕРШЕННО БЕСЧЕЛОВЕЧЕН. И другим быть просто не может. Чего ж ему молиться?! В фильме, время от времени, показывают Землю из космоса. Взгляд Творца, так сказать…
"Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… — вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем — не предполагаем, не заключаем, но постигаем, — что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, — этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, — и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств — нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, — что он не обладает ни одним из них.
По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными — разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось"
(Марк Твен, "Размышления о религии", 1906) ‘ http://www.krotov.info/lib_sec/19_t/tve/n_01.htm
Люди молятся не мировому духу. Молятся некоей утешительной и объединяющей идее, витающей над толпой.
Souchesagee, не совсем понятно, какое отношение имеет Милош Форман и его «Призраки Гойи» к испанскому кинематографу. Да и сам Гойя был куда большим антиклерикалом чем тот же Форман. А снимать фильмы, которые нападают на церковь — давняя испанская традиция. Вспомнить хотя бы Андалузского пса, как отправную точку.
Shogun, Имеется в виду Goya en Burdeos (1999), режиссёр Carlos Saura испанского производства.
Андалусский пёс (Un chien andalou) (1929) вышел во Франции и на французском языке. С тех пор столько воды утекло, в том числе, гражданская война, Франко и проч.
Можно ли считать Бюнюэля испанским режиссёром — большой вопрос. Скорее, он французский режиссёр. Возможно, «гражданин мира». Стал ли фильм «основателем испанской антиклерикальной традиции»? Думаю, что такой традиции пока не существует. Испанцы — очень религиозный народ. Наверное, самый католический народ в мире.
А за реплику — спасибо!
Souchesagee, Ван Гог тоже писал все свои самые известные картины во Франции, но французом так и не стал. То же относится и к Бунюэлю. А если вспомнить об участии в постановке пса Сальвадора Дали, то фильм испанский и не суть важно, что титры на французском. Согласен, что с антиклерикальной традицией я загнул, но и «Агора» не особо нападет на христианскую церковь. Иудеи и язычники там ничем не лучше христиан. Да и новизной взгляда на жизнь Гипатии сценарий не блещет. Вот здесь всё вполне в русле сложившихся веками представлений, за исключением фантазий на тему Коперника.
А вот количество сознательно допущенных искажений немногих достоверно известных фактов просто недопустимо для «исторического фильма». Герои и события подогнаны под сценарий. Здесь я в целом согласен с первым абзацем вашего поста. Скажем, Синезий вовсе не был христианином в 391 году и стал им спустя десятилетие. При этом он по‑сути оставался неоплатоником и даже епископом был назначен будучи некрещённым. Финальные сцены обвинения Гипатии Кириллом и призыв Синезия к Гипатии перейти в христианство — это уже полный бред, живо напоминающий гораздо более поздний период инквизиции. Я уж не говорю о том, что Синезий умер за 2 года до этих событий. Вобщем переврано в картине очень многое, причём осознанно, и это совсем не радует. Типичный блокбастер, по‑сути. Предыдущие фильмы Аменабара мне понравились больше.
Shogun, Что делать, это законы жанра. «Подлинно исторический фильм» не может быть интересен обычным зрителям. Просто потому, что он страшно далёк от наших интересов. Обобщение — всегда есть некое искажение, это скелет без плоти. Детали, противоречия отбрасываются. Скажем, выиграл бы фильм, если бы Гипархии было лет 65 (в этом возрасте её убили). И так далее...
Есть ли вообще исторические фильмы? Например, Вы считаете «Андрея Рублёва» историческим?