Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Souchesagee /
Еще одна версия: просто очередной сюжет ПРО БЕЛУЮ ВОРОНУ. Личность против толпы. Атеист среди верующих. Человек вне политики и страстей, охвативших всех. Образованный человек среди невежд. Стойкий человек среди предателей и колеблющихся. Женщина среди мужчин. Аменабар по-рыцарски относится к своим героиням, к этой – тоже. Нежно-почтительно. Для современного кино - едва ли не единственный такой режиссер. Исторический сюжет – просто декорация. Хорошо сделанная, но всё же декорация со всеми условностями, ей присущими.
Почему так бескомпромиссно и прямолинейно снят фильм? Возможно, в Испании - тоже перестройка. Впервые с 15го века (почти) кто-то позволил себе высказать кое-что о... нет, не о христианстве. О церкви. Об институте, удерживающем свободу личности на прокрустовом ложе религиозных правил. Думаю, за это время наболело у них там более чем достаточно. Недавно вышел ещё один испанский фильм с антиклерикальным сюжетом, "Гойя". А ещё - испанские же «Дневники нимфоманки».
О религии: удивительное явление! С рациональной точки зрения – ну сказки ведь! Однако всё гораздо сложнее. Любопытное явление социальной психологии, религия. В отличие от опиума, появляется прямо из воздуха. Не было на протяжении истории человечества ни одного народа-атеиста. Кажется, не было. Там, где религию запрещали (например, Великая французская революция 1789 года), немедленно появлялись другие культы, «живые» кумиры – Наполеон, скажем. То же – в национал-социалистической Германии. То же – в советской России. В позднем СССР «сверху» навязывались суррогатные культы: поклонение Ленину, как «подлинному» коммунисту-полубогу, обретшему истину в последней инстанции; обряды поклонения почти обожествлённым героям Гражданской и Отечественной, ударникам комсомольских строек и даже Хлебу («Хлеб – всему голова!»). Распекали на собраниях колхозников, кормивших свиней хлебом и подростков, которые бросали куски хлеба на улице. Случай, когда подростки играли буханкой хлеба в футбол, обсуждался всей страной, на телевидении и в газетах. Был и нарастающий интерес к настоящим религиям, который образованные коммунисты в 3-4м поколениях встречали «с молчаливым пониманием».
В раннее постсоветское время, на фоне возрождения религии (очень тесно увязанного с «национальным вопросом»), появились разные секты; очень популярным был культ романтических Бандита и Путаны. О них шептались на улице и на работе, о них снимали фильмы, писали репортажи. Дети мечтали стать такими, как они.
Удивительное дело, но за последние 20 лет храмов различных конфессий было построено в сотни (если не в тысячи!) раз больше, чем школ, больниц, детских садов. При бедственном положении и острой нехватке и школ, и больниц, и детских садов, и дорог, и квартир, и прочего материального. Причём, строили действительно «всем миром». Главная (возможно, единственная) национальная идея – религия! Быть атеистом стало как-то не принято, а говорить об этом публично – просто неприлично. Хотя любой образованный и мыслящий человек, тем паче, знакомый с историей религии, просто не может им не быть. По крайней мере, в душе, а не вслух, чтобы не быть БЕЛОЙ ВОРОНОЙ.
Когда и у кого появилась религия – трудно сказать. Возможно, она существует не только у человека. Не исключено, что волчий вой на Луну – тоже своеобразный религиозный обряд. Мозг – загадочная штука!
Если действительно есть вселенский разумный дух, породивший Большой Взрыв и законы природы, управляющий галактиками и туманностями, эволюцией звёзд и планет, бактериями и животными, растениями и насекомыми, заботящийся о мутациях и раковом перерождении, эпидемиях и войнах (это уже было, у Вольтера, «На гибель Лиссабона», кстати)… Достаточно посмотреть на тысячи трупов людей, погибших в землетрясениях и цунами, вспомнить о десятках миллионов погибших в последних войнах, посмотреть в глаза двухлетнему ребёнку, умирающему от саркомы – и станет ясно, что он, этот мировой дух, СОВЕРШЕННО БЕСЧЕЛОВЕЧЕН. И другим быть просто не может. Чего ж ему молиться?! В фильме, время от времени, показывают Землю из космоса. Взгляд Творца, так сказать…
"Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… — вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем — не предполагаем, не заключаем, но постигаем, — что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, — этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, — и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств — нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, — что он не обладает ни одним из них.
По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными — разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось"
(Марк Твен, "Размышления о религии", 1906) ‘ http://www.krotov.info/lib_sec/19_t/tve/n_01.htm
Люди молятся не мировому духу. Молятся некоей утешительной и объединяющей идее, витающей над толпой.
Souchesagee, не совсем понятно, какое отношение имеет Милош Форман и его «Призраки Гойи» к испанскому кинематографу. Да и сам Гойя был куда большим антиклерикалом чем тот же Форман. А снимать фильмы, которые нападают на церковь — давняя испанская традиция. Вспомнить хотя бы Андалузского пса, как отправную точку.
Shogun, Имеется в виду Goya en Burdeos (1999), режиссёр Carlos Saura испанского производства.
Андалусский пёс (Un chien andalou) (1929) вышел во Франции и на французском языке. С тех пор столько воды утекло, в том числе, гражданская война, Франко и проч.
Можно ли считать Бюнюэля испанским режиссёром — большой вопрос. Скорее, он французский режиссёр. Возможно, «гражданин мира». Стал ли фильм «основателем испанской антиклерикальной традиции»? Думаю, что такой традиции пока не существует. Испанцы — очень религиозный народ. Наверное, самый католический народ в мире.
А за реплику — спасибо!
Souchesagee, Ван Гог тоже писал все свои самые известные картины во Франции, но французом так и не стал. То же относится и к Бунюэлю. А если вспомнить об участии в постановке пса Сальвадора Дали, то фильм испанский и не суть важно, что титры на французском. Согласен, что с антиклерикальной традицией я загнул, но и «Агора» не особо нападет на христианскую церковь. Иудеи и язычники там ничем не лучше христиан. Да и новизной взгляда на жизнь Гипатии сценарий не блещет. Вот здесь всё вполне в русле сложившихся веками представлений, за исключением фантазий на тему Коперника.
А вот количество сознательно допущенных искажений немногих достоверно известных фактов просто недопустимо для «исторического фильма». Герои и события подогнаны под сценарий. Здесь я в целом согласен с первым абзацем вашего поста. Скажем, Синезий вовсе не был христианином в 391 году и стал им спустя десятилетие. При этом он по‑сути оставался неоплатоником и даже епископом был назначен будучи некрещённым. Финальные сцены обвинения Гипатии Кириллом и призыв Синезия к Гипатии перейти в христианство — это уже полный бред, живо напоминающий гораздо более поздний период инквизиции. Я уж не говорю о том, что Синезий умер за 2 года до этих событий. Вобщем переврано в картине очень многое, причём осознанно, и это совсем не радует. Типичный блокбастер, по‑сути. Предыдущие фильмы Аменабара мне понравились больше.
Shogun, Что делать, это законы жанра. «Подлинно исторический фильм» не может быть интересен обычным зрителям. Просто потому, что он страшно далёк от наших интересов. Обобщение — всегда есть некое искажение, это скелет без плоти. Детали, противоречия отбрасываются. Скажем, выиграл бы фильм, если бы Гипархии было лет 65 (в этом возрасте её убили). И так далее...
Есть ли вообще исторические фильмы? Например, Вы считаете «Андрея Рублёва» историческим?
Souchesagee, Cлишком мало фактов о жизни Гипатии и её окружения известно, чтобы просто взять их и отбросить, упростив тем самым сюжет, а по‑сути создав новый. И ради чего? На мой взгляд цель, в данном случае не оправдывает средства. Вспомнилась концовка фильма «Жанна Д'Арк» 99 года. Там героиня перед смертью тоже словно прикасается к истине и понимает, что она была права, в то время, как её гонители заблуждались. На костре она смотрит в небо и видит... Святую Екатерину, образ которой списан церковью с Гипатии :) Вот такой парадокс. Жанну позднее канонизируют, однако не только у церкви есть свои святые, мученики и герои, но и у науки тоже. Легенда о Гипатии — яркое тому подтверждение. Но это только легенда.
«Подлинно исторических фильмов» я тоже не видел. Позиция автора всегда просматривается. Подлинно историческую картину мы наблюдаем только сейчас, вокруг нас, да и то лишь как часть мозаики, что называется с собственной колокольни.
Рублёва смотрел очень давно и помню смутно. Но думаю сам Тарковский верил в то, что он снимал, так как, будучи глубоко религиозным человеком, не стал бы лгать ни себе, ни людям.
Shogun, согласно Сократу Схоластику, христианину, современнику и земляку (Г)Ипатии, зачинщиком покушения на неё был Пётр, так называемый ±Ѕ±іЅЙГД·В (anagnostes), то есть, "чтец" (чин церковнослужителей, по иерархии сразу ниже иподиакона). Трудно поверить, что служка мог решиться поднять народ против той, кто была на равной ноге с префектом Александрии и так далее. Видимо, "стрелочника" нашли. Если толпа не обезумела (что тоже бывает), то здесь не могло обойтись без прямого и недвусмысленного приказа епископа, а тот, в свою очередь, выполнял стратегический заказ цезаря. А что здесь нового? Молодая идея пробивалась через старую, через плоть, кровь, как это бывало всегда и будет (храни нас небо от времени перемен!) всегда.
Может быть, я отчасти погрешу против истины, но, строго говоря, сюжет фильма "Агора", по-крайней мере, в том виде, в каком он увидел свет, простоват и утилитарен. Авторы как бы говорят европейцам-христианам (и, по мере сил, американцам): "Не осуждайте мусульманских фанатиков, мы сами когда-то были такими же." С одной стороны, это правда. С другой, это - лукавство, конечно. Мы (в смысле, европейцы) очень недавно были такими же (2я мировая война, например). И легко станем такими снова, как только доходы упадут процентов на 10-15% (взять хотя бы 90е, национальные республики и т.д.) или ещё что-нибудь случится. Одним словом, фильм какбы говорит: "будем же терпимы и политкорректны, ибо нет правых и виноватых в подлунном мире, а есть только священное право частной собственности и вечные демократические ценности, аминь!", а мы ему какбы верим.
Сказать нечто большее - и сделать это открыто - вряд ли возможно даже в современной либеральной Европе. Прошли те времена бунтарей-интеллектуалов, когда слова и образы, созданные ими, подхватывались, как глоток свежего воздуха. Реакционная "политкорректность" душит любую свободную мысль, ибо она может обидеть верующих (или инородцев, или мещан, и так до бесконечности). Мысль, которая никого не обижает, всегда пресна, да и вряд ли может быть честной, свежей, яркой, задевающей за живое в любом смысле. Вернее, может - например, "Винни-Пух и все-все-все" и проч., но "мысль политкорректная" - мысль в ого-ого каких шорах - "шаг вправо, шаг влево - табу".
В этом смысле, в 60е годы (да и позже, до конца) в СССР была, пожалуй, максимальная свобода духа. Представляю, сколько возражений могу услышать, но, если обратиться к фактам, получается картина очень своеобразная: 1) самая читающая страна в мире (абсолютная правда) - может ли быть несвободной?!; 2) взять творчество "шестидесятников", "семидесятников" и проч., того же Тарковского - сняли бы такое в Голливуде? Нет прибыли - нет кино. Это железный закон. Американское кино (которое я люблю, кстати) - по своей психологической сущности, всегда - кино с чёрно-белыми характерами и сюжетом. Типичный пример: кино про маньяков. Экранных маньяков в тысячи раз больше, чем реальных. Психическая аномалия, на которой зарабатывают сотни миллионов долларов и занимают аудиторию в сотни миллионов зрителей. И прочая "жвачка". Примитивно. Иногда, это плюс - человеку, который пришёл с работы и плюхнулся на диван, не до философий. Но, если каждый день смотреть только это, мозги и впрямь тупеют. Нынешний российский кинематограф по этому пути и идёт. Государство, правда, может подкинуть деньжат на что-нибудь военно-патриотическое, ибо государство должно уметь защищаться, а для этого нужны патриоты, которые, не жалея своей крови и самой жизни, и всё такое... (см. P.S.)
Европейское кино - посвободней, но чем более глубоких проблем касается, тем дурашливее их изображает. Главные проблемы - супружеские конфликты, проблемы отцов и детей, "ужасы усыновления", "геи и общество", "подростковая сексуальность", и проч. Как правило, всё замечательно заканчивается, потому что и проблемы киношные, и решение их киношное. Балаган. Можно посмотреть, но - приедается быстро, потому что бездушно, поверхностно и конвейерной сборки, на поток, как фигурки кроликов в канун Нового года.
Вот такое у меня сложилось впечатление. Не ценим мы своё прошлое кино, а зря. Очень советую посмотреть "Рублёва" и вернуться к обсуждению. Не пожалеете.
PS. А что можно было сделать с сюжетом, если бы не сковывали рамки политкорректности?
Два часа смотреть современный фильм про Восточную Римскую империю для обывателя - скучно и непонятно, для историка - глупо и утомительно. Можно было по Гипатию сократить, и ввести параллельные сюжеты, позволяющие обобщить. Для продвинутых - параллельный сюжет про нероновские гонения на христиан (только не по слащавому "Камо грядеши?"), для зрителей попроще - про турецкую резню в Армении. А для интеллектуалов - параллельный сюжет про жизнь и борьбу каких-нибудь группировок внутри современного рабочего коллектива или семьи. А то и объединить их все вместе (получилось бы в духе Бюнюэля, кстати ).
Или возьмём того же "Царя". Вместо того, чтобы в сотый раз плевать на родную историю, сделали бы параллельный сюжет про Варфоломеевскую ночь (которую, Иван Грозный, кстати говоря, осудил, как кровавое деяние). А как было тогда с другой стороны, у них? (кстати, подобный сюжет был в советском фильме про Ивана Фёдорова, если не ошибаюсь). В этом смысле раскритикованные столичной публикой за недостаточный антисоветизм "Стиляги", даром что мюзикл, а гораздо мудрее серьезной и премудрой "Агоры".
Кино для умных - масштабное кино. Не в том смысле, что в нём снимаются тысячи статистов и есть "спецэффекты", а в том, что оно может стать над эклектикой отдельно взятого конфликта.
Вот ещё: наполеоновская Франция (тоталитарное государство) за пару лет выиграла все войны, которые десятилетиями вела демократическая Франция Людовика 16го. Фашистская Германия за пару месяцев разгромила демократическую Францию в 1940м. Примеры можно продолжать бесконечно. Если это так, может быть, стоит иначе относиться к диктатурам и империям, их идеологии и нравам? Может быть, следует уважать фазы развития общества, формы его адаптации к меняющимся условиям так же, как мы уважаем сейчас останки Человека Умелого или Человека Неандертальского и уважали бы человека будущего, если бы имели возможность с ним познакомиться?