Ну хорошо, давай разберём:
Да, были люди в наше время, /другое время, другие стимулы угрозы
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы. /разве не укор обленившимся?
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля, /на бога уповай, а сам не плошай
Не отдали б Москвы!
«Войне и Мире» — например битва под Аустерлицем. Толстой вообще выступал за просвещение, выдержку и преобладание духовных ценностей над материальными. То есть за всё то, что сегодня... так сказать, не в почёте.
«Ивана Сусанина» честно говоря не помню. Зато слышал о Смуте того времени. Возможно она имеет какое‑то отношение к теме?
Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги.
Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него.
— Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура! — говорил он, остановивши коня.
В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец как лев растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его
захватывал на пол‑аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним
презрения. Полюбовавшись, Бульба пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же
отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже
на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей.
Вспомни «Обломова» Гончарова, ЗаМанилова Гоголя.
Extradurmann, ты ошибаешься, приписывая мне к кому либо пристрастное отношение. Конечно, бывает отвратительно, но я терплю.