Большая Тёрка / Мысли / Anjimanido / подумалось...
WhiteKnight, уж не в стихотворении ли Лермонтова «Бородино» русские представлены бесхарактерными или в романе Толстого «Война и мир»? У Рылеева в «Иване Сусанине»? Может, безволие красочно описано у Гоголя в «Тарасе Бульбе»?
Где ты нарыл у русских классиков неприязнь к своему народу? У Салтыкова‑Щедрина в его сатирических сказках? У Тургенева? У Чехова? У Достоевского? У кого?
Ну хорошо, давай разберём:
Да, были люди в наше время, /другое время, другие стимулы угрозы
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы. /разве не укор обленившимся?
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля, /на бога уповай, а сам не плошай
Не отдали б Москвы!
«Войне и Мире» — например битва под Аустерлицем. Толстой вообще выступал за просвещение, выдержку и преобладание духовных ценностей над материальными. То есть за всё то, что сегодня... так сказать, не в почёте.
«Ивана Сусанина» честно говоря не помню. Зато слышал о Смуте того времени. Возможно она имеет какое‑то отношение к теме?
Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги.
Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него. — Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура! — говорил он, остановивши коня. В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец как лев растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его
захватывал на пол‑аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним
презрения. Полюбовавшись, Бульба пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же
отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже
на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей.
Вспомни «Обломова» Гончарова, ЗаМанилова Гоголя.
Extradurmann, ты ошибаешься, приписывая мне к кому либо пристрастное отношение. Конечно, бывает отвратительно, но я терплю.
WhiteKnight, странное восприятие — когда в картине вычленяется один штрих, несущественная деталь, брошенная для антуража и преподносится как выражающая всю суть произведения.
О персонажах социальной сатиры тоже нельзя сказать, что это описание нормы какого‑то общества, ведь на то она и сатира, чтобы высмеивать пороки и недостатки.
Мы пришли к началу разговора, когда говорилось о том, что каждый видит то, что хочет увидеть и интерпретирует всё происходящее сообразно своим предрассудкам. Ярлыки и штампы сковывают интеллект и ведут к предвзятости и необъективности. И не только в этнических вопросах.
Я не утверждаю, что сам не имею никаких предрассудков. У каждого есть своя зашоренность ума. Важно научиться освобождаться от этого. Такой свободы требует разум.