Большая Тёрка / Мысли / Личная лента TortEG /
Я наконец‑то сообразил почему прекрасный роман Томаса Манна «Волшебная гора» так давно не издавали в постсоветской России. Приведу один из наиболее спокойных отрывков из романа, посвященных русским:
«- Да, чтобы не забыть! — вдруг проговорил он с какой‑то непонятной
горячностью. — Ты вполне можешь представить меня той даме в саду, если
только это удобно, я ничего не имею против. Пусть говорит мне свое „tous les
deux“, ничего, я же подготовлен, я понимаю и отнесусь к этим словам как
надо. А с русской парой я не желаю знакомиться, слышишь? Категорически не
желаю. Это невоспитанные люди, и если уж я вынужден прожить три недели рядом
с ними и нельзя устроить иначе, то я знать их не хочу и имею на это полное
право, заявляю тебе со всей решительностью.
— Хорошо, — ответил Иоахим. — Разве они тебе так мешали? Да, они до
известной степени варвары — словом, нецивилизованны, я же тебя предупреждал.
Он всегда приходит к столу в кожаной куртке, до того заношенной, что я
просто удивляюсь, почему Беренс не сделает ему замечания. Она тоже не вполне
прилична, хотя носит шляпу с перьями... Впрочем, можешь не беспокоиться, они
сидят далеко от нас — за „плохим“ русским столом, ибо есть еще „хороший“
русский стол, где сидят только русские аристократы, — и едва ли тебе
придется с этой парой встретиться, даже если бы ты и захотел. Тут вообще
нелегко заводят знакомства, хотя бы по одному тому, что среди нас очень
много иностранцев; у меня у самого мало знакомых, несмотря на то, что я
здесь давно.»
И таких цитат в которых русские показываются безкультурными варварами очень много.. Но мне до известной степени на это плевать, если бы не одно но... Роман действительно почти не издавался в России, если не считать редкого издания 2005 года и уже почти исчезнувшего издания 1994 года. По всей видимости, такая аллюзия на предвоенную царскую Россию столь щедро реабилитированную и канонизированную после распада союза не особо нравится нашей горячо любимой власти. Но непонятным для меня остается только одно. Те, кому можно промывать мозг патриотизмом, не читают таких книг, они вообще ничего не читают. Возможно я ошибаюсь и книгу не издавали по другой причине, но все равно очень интересно..
TortEG, да просто «забили» на Манна и всё.)))
В то время в Германии славян воспринимали примерно так же, как у нас сейчас таджиков (отсюда в частности идёт «славянская» паранойя Гитлера). Да в общем‑то и не только в то время...
Я думаю, он прежде всего не угодил не «патриотам», а либералам. Публиковать в оголтело насаждающей либерализм России 90-х (да и 2000-х) годов автора, чей герой Христиан Будденброк заявляет: «Собственно говоря, каждый коммерсант — мошенник» — это слишком (причём сам автор явно разделяет эту точку зрения!). Не так ли?
.
P.S.: Вот тут можно почитать http://lib.rus.ec/a/7823
katehon, «Будденброки» я читал)) Спасибо за интересное мнение))
У меня просто сложилось такое впечатление, что не издавался Манн (лауреат Нобелевской премии, на секундочку) именно по патриотическим причинам)) Ведь издавали после развала союза Джойса и Ф.О'Коннор, хотя их взгляды на капитализм были еще более суровыми чем у бюргера Томаса Манна))
TortEG, видишь как бывает.
Художник часто оказывается шире какой‑либо идеологии. Эти оказались неугодны сразу двум. (Собственно патриотизм — это и не политическая идеология даже)
Джойса, кстати, и в союзе не жаловали. Типа идейно чуждая форма.
По сути, Манн — консерватор, если понимать консерватизм не как политическое, а прежде всего как философское. Я вообще, удивляюсь как он прошёл мимо мощнейшего философского движения «консервативных революционеров», бурно развивавшегося в начале века в Германии.
Очевидно его смущало, что их идеями питался Гитлер, изменив их благодаря своей паранойе кстати очень сильно. И за что Гитлер потом преследовал их. (К этому времени Манна уже выгнали из Германии). Например, многие члены «Красной капеллы» были консервативными революционерами, видевшими в Гитлере не просто проклятие Германии, но и человека, извратившего их идеи, которые немецкая философия вынашивала с середины 19-го века. А потом и союзникам (либерализму и коммунизму) они оказались неугодны. Короче, это другая большая интересная история.