korol1978, вы, вроде бы, тоже не дурак, потому поделюсь с вами и кое-какими своими мыслями.
Для того, чтобы цензура могла что-то запретить, это что-то должно быть сперва создано. В случае с Алексеем Германом, до цензуры дело не дошло - ему просто не дали государственных денег на съемку. Были такие люди - чиновники госкино, которых нужно было убедить, что ты снимешь что-то стоящее, и народные деньги не зря потратишь. Сейчас эти люди называются продюсерами, но делают то же самое. Так вот Герман, очевидно, не смог предъявить достойный проект, чтобы ему дали денег. Судя по тому шлаку, что он снял - совершенно справедливо не дали. И сейчас не надо было давать. Но увы, времена изменились, и теперь модно выливать на людей ведра дерьма за их же деньги, и называть это покаянием и откровением.
Понятное дело - гораздо красивее сказать, что злая коммунистическая цензура затрепетала перед творцом и подло обрезала ему крылья. По факту, в 90% случаев, просто разумные люди не давали деньги идиотам на реализацию их бреда. Несомненно, немало бывало и несправедливых, глупых запретов - но, я думаю, не в данном случае.
Про разные аналогии говорить бессмысленно - это дело вкуса и воображения. Фраза "вслед за серыми всегда приходят черные" хороша тем, что красива и расплывчата - ее можно применить к описанию любого события, как исторического, так и природного явления))). Можно и к пражским событиям применить. Правда, придется закрыть глаза на то, что книгу-то цензоры выпустили в печать, никаких ассоциаций не усмотрев, а как про фильм речь зашла - вдруг прозрели. А ведь идеи Маркса задолго до книги были озвучены))).
Про книгу с вами не спорю (и не спорил) - она хороша, хотя на учебник философии или истории не тянет, а скорее отражает мировоззрение русских интеллигентов той поры.
На счет фильма: по прежнему считаю его шлаком - безвкусным, некачественно снятым, с невнятным сценарием, бестолковым повествованием, плохим звуком, глупыми кривляньями вместо актерской игры. Какие откровения вы в нем увидели? Что все люди гадят, сморкаются и блюют, а если их не воспитывать и угнетать - оскотиниваются? Гениально просто! Только для этого не нужно было фильм снимать, достаточно на свалке за бомжами понаблюдать. Цель искусства в том, чтобы давать надежду, а не отнимать ее. ИМХО.