Большая Тёрка / Мысли / lordglyk / Пачку белых бумаг в моей руке колышет ветер
Baryshnya-Sasha, я часто на вопрос "вы верите в..." отвечаю, что не религиозен :). А вообще, конечно у меня был этап сомнений. Под конец этого периода я писал:
Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать. (Эпиграф к роману Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине")
Кто бы мог подумать, что тупой фильм Бондарчука, сделанный по гениальному произведению Стругацких "Обитаемый Остров", даст такую пищу для ума, что я сидел, тупо уставившись в экран, еще десять минут после того, как погасли титры. Пока меня не выгнала уборщица. Знаете, если в СССР существовали Стругацкие, значит он априори не может быть плохим государством.
Если честно, четверть фильма проспал. Не видел, как убили Гая или как были сметены в войне 90% всех войск Саракша. Но конец меня поразил очень сильно. Впрочем, слушая рассуждения Колдуна из племени мутантов, я уже стал внимательнее прислушиваться к тому, что говорилось в фильме. Не знаю, может быть я больше визуал, и мне необходимо было увидеть это на экране или просто, когда читал произведения мысли были не те. Не так сильны. Все же в статье я буду использовать оригинальные фразы из произведения, уже переосмыслив их после просмотра фильма.
"Вы хотите нарушить это равновесие. Что ж, это возможно. Это в ваших силах. Но спрашивается - зачем? Кто-нибудь просит вас об этом?" - спращивает Колдун. Спрашивает Максима. И спрашивает меня.
Я думаю о том равновесии, которое есть сегодня. Ведь если народ спокойно относится к тому, что кто-то один наживается за счет другого, то кто я, блять, такой, чтобы в это вмешиваться?!!! Какая нахуй пропаганда?!!! Если бы сейчас не было кризиса, то никто бы и не думал о какой-то политической активности. А та политическая активность, которая ведется сегодня - это всего лишь таже самая борьба за власть, а не за людей. За что сражался Максим? Он сражался ни за власть. Он просто не мог по другому. Его совесть заставляла его так поступать. Также, как моя совесть заставляет меня день за днем занимать активную политическую позицию в левом движении.
Что же, Колдун говорит об этом Максиму:
- Нетерпение потревоженной совести! Ваша совесть избалована постоянным вниманием, она принимается стенать при малейшем неудобстве, и разум ваш почтительно склоняется перед нею, вместо того, чтобы прикрикнуть на нее и поставить ее на место. Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно ищет пути изменить этот порядок. Но у порядка есть свои законы. Эти законы возникают из стремлений огромных человеческих масс, и меняться они могут тоже только с изменением этих стремлений... Итак, с одной стороны - стремления огромных человеческих масс, с другой стороны - ваша совесть, воплощение ваших стремлений. Ваша совесть подвигает вас на изменение существующего порядка, то-есть на изменение стремлений миллионных человеческих масс по образу и подобию ваших стремлений. Это смешно и антиисторично. Ваш отуманенный и оглушенный совестью разум утратил способность отличать реальное благо масс от воображаемого, - это уже не разум. Разум нужно держать в чистоте. Не хотите, не можете - что ж, тем хуже для вас. И не только для вас. Вы скажете, что в том мире, откуда вы пришли, люди не могут жить с нечистой совестью. Что ж, перестаньте жить. Это тоже неплохой выход - и для вас, и для других.
Ясно было, что Колдун считает Максима умным, но капризным человеком, действующим скорее по прихоти, чем по необходимости. Это было обидно. Максим был, конечно, странной личностью, но себя он не щадил и всегда всем хотел добра - не по капризу какому-нибудь, а по самому глубокому убеждению. Конечно, сорок миллионов людей, одураченных излучением, никаких перемен не хотели, но ведь они были одурачены, это было несправедливо...
Колдун продолжает:
- Совесть действительно задает идеалы. Но идеалы потому и называются идеалами, что находятся в разительном несоответствии с действительностью. И поэтому, когда за работу принимается разум, холодный, спокойный разум, он начинает искать средства достижения идеалов, и оказывается, что средства эти не лезут в рамки идеалов, и рамки нужно расширить, а совесть слегка подрастянуть, подправить, приспособить... Я ведь только это и хочу
сказать, только это вам и повторяю: не следует нянчиться со своей совестью, надо почаще подставлять ее пыльному сквознячку новой действительности и не бояться появления на ней пятнышек и грубой
корочки... Впрочем, вы и сами это понимаете. Вы просто еще не научились называть вещи своими именами. Но вы и этому научитесь. Вот ваша совесть провозгласила задачу: свергнуть тиранию этих Неизвестных Отцов. Разум
прикинул, что к чему, и подал совет: поскольку изнутри тиранию взорвать невозможно, ударим по ней снаружи, бросим на нее варваров... пусть лесовики будут растоптаны, пусть русло Голубой Змеи запрудится трупами,
пусть начнется большая война, которая, может быть приведет к свержению тиранов, - все для благородного идеала. Ну что же, сказала совесть, поморщившись, придется мне слегка огрубеть ради великого дела...
И я размышляю вместе с Максимом над той правдой, которая в словах Колдуна. Совесть. Именно совесть не дает мне спокойно жить, когда я вижу несправедливость. Именно мои идеалы говорят мне, что нужно что-то делать, в корне менять систему. Но, когда все начиналось, то и мыслей не было об обмане, шантаже, насилии, грабежах и тем более убийствах. А сегодня я отношусь к этому спокойно, как к инструменту для достижения цели. И я готов к тому, чтобы вместе с Максимом покраснеть от злости и зашипеть: "- Массаракш... Да, массаракш! Да! Все именно так, как вы говорите! А что еще остается делать? За Голубой Змеей сорок миллионов человек превращены в ходячие деревяшки. Сорок миллионов рабов...".
Во что я превратился вместе с ним со своей совестью и идеалами? В террориста?
Но, в отличие от Максима уже сегодня знаю тот результат, который он достиг и, чем больше занимаюсь своей деятельностью, тем больше подозреваю, что мы идем к тому же результату.
Дурак...
Сопляк...
Странник. Противник Максима. Несмотря на то, что они на одной стороне и хотят развития общества, они видят разницу в методах. Странник скорее либерал, а Максим самый настоящий революционер. Социалист в самом лучшем смысле этого слова, который ставит свои идеалы и свою совесть единственным критерием своей жизни и жизни окружающих.
Мне понравилась разница в поведении Странника в конечной сцене между книгой и фильмом . В книге слишком спокойно описана реакция Странника на разрушение результатов его двадцатилетней работы. В фильме Странник в гневе. Он орет в злобном отчаянии: "...кто вы такой? Кто вы такой, что лезете не в свое дело, путаете нам карты, взрываете, стреляете, - кто вы такой?"
В фильме злобная толпа вырывается на свободу от контроля башен. Тряпки на их лицах делают их похожи на современных Антифу, ТИГРов, НБП, АКМ и прочих "левых". Скорее всего это был направленный пиар против левых движений от Бондарчука. Они громят лаборатории, грабят здания, убивают людей. Это толпа, вышедшая из под контроля. Я смотрю на это и думаю, этого ли я хочу?
Какая цель этой оппозиции? Такая же которая заявлена и в книге. Когда Максим спрашивает об истинных целях борьбы, ему отвечают:
"...большинство в штабе надеется когда-нибудь захватить власть и использовать башни по-старому, но для других целей. Для воспитания масс в духе добра и взаимной любви"
Вот так. Просто очередная рокировка власти. Для Максима - человека с совестью и идеалами не важно, для чего будут использоваться методы угнетения - для воспитания патриотизма или гумманизма. Он против самого насилия над личностью. Он не приемлет целей этой борьбы и уходит из оппозиции. Также, как я вашел из нее. Среди оппозиции я не нашел ни одну, которая бы действовала исходя из совести. Везде во главе стоят политики, которые просто добиваются власти или способствуют тем, кто жаждет передела собственности, раскачивая лодку мира.
И вроде Максим действует правильно, но Странник осуждает поведение Максима:
"- Ты многое забыл, - проворчал Странник. - Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику... Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое
инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати
процентах случаев приводит к шизофрении? А? - Он вытер ладонью могучий залысый лоб. - Нам нужны врачи... двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов
гектаров зараженной почвы - для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы..."
И я в очередно раз задумываюсь. КТО Я ТАКОЙ?!!! Могу ли я действительно судить людей по собственной совести. И не получится ли из меня тогда второй Гитлер или Сталин? Скажите, дорогие революционеры, правильно ли мы поступаем? Действительно ли общественная собственность на средства производства - это лучшая основа для экономики? А может капитализм? Или может быть вместо демократии нужно использовать тоталитарную систему правления?
Я верю в свои идеалы, потому что мне уже больше ничего не остается.
Я знаю и верю, что лучшая экономика, которая обеспечивает справедливое распределение производимых благ и обязательное удовлетворение природных потребностей человека.
Я знаю и верю, что лучшая политическая система власти - это та, которая учитывает мнение КАЖДОГО человека в принятии важных государственных решений.
А еще я знаю, что самым главным в этом являются человеческие отношения. Неважна какая будет экономическая или политическая система, если людьми будет управлять жадность, эгоизм, безжалостность, равнодушие, то она зараннее осуждена на крушение. И скажите мне, КАКИЕ башни нужно уничтожить, чтобы в конце концов исправить ЭТУ ошибку человека, а не какой-нибудь системы?
Я, перефразирую Максима, и скажу в конце:
"Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией, безработицей, голодом. Если придется, я буду взрывать банки и парламент... Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому не удастся нажиться на чужом горе, или быть настолько богатым, чтобы покупать души и тела других людей".
lordglyk, хм, неустойчивый момент: откуда знать, что «знающие люди» не окажутся тем же «новым сталиным и гитлером»? То есть на себя ответственность брать Максиму не по силам, но за «знающими» он готов идти? Но не окажется ли он в дураках?
Нельзя ведь ничего знать наверняка, собственная совесть и честь — вот на что и можно полагаться. А вопрос «кто я такой, чтобы решать», так он давний — вспомним Раскольникова. Разве вопрос не в том: готовы ли вы взять ответственность за свои взгляды и поступки и РЕШАТЬ ЗА ДРУГИХ (да‑да, без этого никак), или вы не можете этого сделать. А если нет — значит остается закрыться в квартире, выключить телевизор и интернет и запастись ромом и сборниками японской поэзии.