Вчера, 3 августа, из-за океана пришла очередная порция статистики по экономике США.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...
Во-первых, резкое падение производственных заказов. Уже почти всем понятно, что никакой остановки кризиса и в помине нет, но цифры, прямо скажем, печальные. Мы уже говорили о том, что Федеральная резервная система США сегодня борется с кризисом 30-х годов. Тогда темпы спада в период «острой» стадии кризиса (с весны 1930-го по конец 1932 года, когда, собственно, и падал ВВП США) составляли около 1% ВВП в месяц. Сегодня темпы денежной накачки экономики со стороны денежных властей США составляют как раз этот масштаб: 4% ВВП в 2008 году (напомним, в этот раз «острая» стадия кризиса началась в сентябре 2008 года), 12% ВВП в 2009-м, столько же планировалось в 2010-м. Но масштаб структурных перекосов в экономике на этот раз существенно больше, и, как следствие, поддержки явно не хватает.
Более того, денежная накачка, которая в основном идет в финансовый сектор, начинает играть негативную роль в отношении реального сектора. Дело в том, что денежные власти США планировали, что банки продолжат кредитование потребителей, однако в реальности это не происходит. В частности — и это второе следствие из приведенных статистических данных,— после окончания программ бюджетного стимулирования ипотечного сектора вновь резко упали реальные продажи домов. Власти США (Обама, в частности) пытаются надавить на банки в части продолжения кредитования потребителей, однако это не реально: последние десятилетия возврат кредитов шел в основном не за счет реальных доходов потребителей (домохозяйств), а путем рефинансирования кредитов старых.
Система эта, как мы неоднократно писали, работала только до тех пор, пока снижалась стоимость кредита, сегодня с уверенностью можно сказать, что вероятность возврата кредитов, выданных домохозяйствам, в полном объеме крайне мала. Напомним, что долг среднего американского домохозяйства составляет больше 130% от его годового дохода, что больше, чем, например, у Греции на момент начала долгового кризиса. Банки, естественно, выдавать новые кредиты отказываются, сколько их ни уговаривай.
В-третьих, как следует из статистических данных, личные расходы все-таки не упали. Тут можно рассуждать. Не исключено, что они упали, но не очень качественно учтен фактор инфляции (ее занизили, что стало общим местом американской статистики последних десятилетий). Может быть, эти данные просто завысили (опять-таки, норма последних лет). Может быть, не учтен сезонный фактор или еще что-то, в любом случае, тут нужно разбираться.
Но вернемся к основной теме. Для корпораций ситуация несколько иная. Им банки и готовы были бы выдать кредиты, но в ситуации падения совокупного спроса они просто не нужны. Мощности стоят недозагруженные, в этой ситуации корпорациям новые инвестиции просто не нужны (о чем, кстати, открыто сказал глава ФРС Бернанке во время недавнего выступления перед конгрессом). Нет спроса – падают и заказы, что мы, собственно, и видим по статистике. Другое дело, что темпы этого спада, судя по всему, несколько превосходят те масштабы, которые должны быть в соответствии с нашей теорией. Но тут возможно несколько вариантов объяснения.
Может быть, это реакция на замедление спада прошлого года, когда корпорации под воздействием массированной пропаганды о «конце кризиса» сделали избыточные траты в расчете на начинающийся рост спроса. Может быть, это локальное явление, которое постепенно сгладится. Может быть – чисто сезонный эффект, связанный с началом лета. Но в любом случае, выглядит это все крайне печально.
В любом случае, в-четвертых, можно отметить, что реальные показатели и доходов, и расходов оказались хуже, чем планировали американские эксперты. Это тоже показательно, хотя и итоговые цифры все-таки лучше, чем можно было бы ожидать из теории кризиса. Как мы уже отмечали выше, не исключено, что это просто статистическая ошибка, но даже с ее учетом цифры личных данных не внушают оптимизма. Но
то, что американские эксперты продолжают смотреть на экономическую картину сквозь розовые очки,— это однозначно. В таких условиях ожидать не то что каких-то конструктивных шагов, но даже просто адекватного объяснения происходящих процессов не приходится. А кризис продолжается.