Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Хазин, экономический кризис, кризис, модернизация россии, что делать?
То, что в ближайшее время быстрого роста экономики, скорее всего, не будет, наше руководство, судя по всему, сообразило. А это значит, что перед ним встал серьезнейший вопрос – как закрывать проблему социальных расходов и бюджета.
И вот в прошлую пятницу состоялась большая конференция, посвященная этому вопросу. Ключевой доклад, что и естественно, делал министр финансов Кудрин который, в первую очередь сообщил, что налоговая нагрузка в 2011 году повысится на 2%. Говоря о дальнейшей тенденции, он отметил, что страна стоит на развилке - или мы будем больше уделять внимания сокращению расходов и повышению эффективности, тогда нужны серьезные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства, или большая часть ляжет на налоговые повышения.
"Я за первый путь", - сказал министр, напомнив, что Минфин подготовил программу повышения эффективности расходов. Однако, по его словам, путь повышения эффективности расходов - наиболее сложный, поэтому, если государство "будет слабым, будет бояться проводить меры структурного характера, в том числе и в социальной сфере, тогда мы будем иметь большее развитие по второму пути".
Переводим на русский язык: сам Кудрин очень хочет сократить расходы, но понимает, что это практически невозможно в предвыборный и, тем более, выборный год, а потому, он предлагает повысить налоги. Дальше он сказал весьма любопытные вещи, которые читателю настоящей колонки представляются очевидными, но в устах лидера российский либералов, которым де-факто является Кудрин, являются настоящим откровением. Он отметил, что в настоящее время мировая экономика стоит перед непростым периодом. Он добавил, что ряд экономистов считают, что мир вступает в "трезвое десятилетие". Поэтому, считает министр финансов, придется аккуратно относиться ко всем аспектам бюджетной и налоговой политики и уделять внимание администрированию налогов. Кудрин подчеркнул, что теоретически периоды, когда цены на нефть будут составлять 140-150 долларов за баррель, могут повториться, но это будет временно, это не позволит рассчитывать на такие цены в долгосрочной перспективе.
Ну, «трезвое десятилетие» - это такое вежливое объяснение, что серьезного роста ждать эти 20 лет не приходится (о спаде либералы пока все-таки стараются не говорить), про 140-150 долларов с ним нельзя не согласиться – попытки денежных властей США надувать пузыри могут привести к краткосрочному росту цен, но долго это, естественно, продолжаться не может. Хотя, теоретически, при высокой инфляции номинальные цены могут вырасти и выше, но это будут уже не те доллары.
Говоря о тенденциях в налоговой системе стран мира, Кудрин подчеркнул, что большинство государств стоят перед тенденцией повышения налогов. При этом он напомнил, что уже многие страны уже приняли соответствующие решения, например, Венгрия повысила НДС на 5%, Латвия - на 3%, Чехия - на 1%. При этом он подчеркнул, что все-таки на первом месте должна стоять отмена налоговых льгот, нужно создавать нейтральную налоговую систему. По словам Кудрина, "один из выводов начавшейся консолидации, изменения налоговых систем говорит о том, что более эффективно повышать косвенные налоги, прежде всего НДС", так как это меньше тормозит экономический рост.
Тут с ним можно поспорить, причем серьезно, поскольку главной проблемой России является упадок реального производства, а как раз его очень сильно угнетает НДС. Теоретически, его бы надо снижать, заменяя, например, налогом на имущество (о котором чуть ниже), но тут Кудрина можно понять: как собирать НДС он понимает, а вот все остальное ... Впрочем, проблема возврата экспортного НДСа, и фирм-однодневок тоже имеет место, так что не все так просто.
Россия в течение пяти лет может постепенно повышать налог на имущество, сообщил Кудрин. Кудрин отметил, что в Москве, например, городской Думой был рассмотрен закон об отмене льгот по этим налогам. "В Москве на этой неделе был в Мосгордуме рассмотрен закон об отмене льгот по имущественным налогам. И Москва сможет больше зарабатывать на том имуществе, которое является главным источником, ресурсом города", - отметил он. По его словами, Россия может получить минимум 1% ВВП в перспективе пяти лет, постепенно аккуратно повышая этот налог. Тут можно получить и серьезно больше, если сделать этот налог достаточно серьезным (до 5% от рыночной стоимости имущества, в первую очередь, недвижимости), кроме того, это чуть ли не единственный потенциальный источник покрытия децифитов бюджетов муниципальных образований. С которыми будут серьезные проблемы по мере того, как федеральный бюджет по объективным причинам будет снижать трансферты региональным бюджетам.
Особое возмущение вызвало повышение социальных выплат. Больше всех тут возмущался глава Сбербанка Греф, который рассказал, как возглавив Сбербанк, оптимизировал его работу, добивался эффективности труда от менеджеров и рядовых сотрудников, что позволило сократить штат на 15%. Теперь же, с 2011 года социальные взносы увеличены с 26 до 34%.
- Это полностью съест у нас все, что мы сделали за 2,5 года, одним движением, одним поднятием ставок, - пожаловался Греф и перешел в наступление. Мол, мы должны ответить на один простой вопрос: что является главным? Если для страны важен долгосрочный экономический рост, то налоги нельзя повышать, напротив должен быть тренд на их снижение.
Как понятно, решить вопрос повышать/понижать в рамках текущей ситуации невозможно: Кудрин резонно отмечает, что снижение налогов вызовет коллапс бюджетной системы. Однако третий выход, все-таки, есть – он состоит в том, чтобы повысить экономическую активность. Отметим, что на конференции, с которой мы начали этот текст, об этом говорил помощник Медведева Дворкович, однако он не объяснил, как же, все-таки, этого добиться. Понятно, что это сложно сделать путем повышения налогов, однако есть сферы, в которых это, все-таки, возможно.
Во-первых, можно вспомнить опыт всех мировых держав, которые стимулируют экспорт и защищают внутренние рынки путем девальвации национальных валют. Да, конечно, я понимаю, что Кудрин только что получил «отличие» как раз за то, что единственный из стран G20 этого НЕ делал, но ситуация-то развивается ...
Во-вторых, можно попытаться повысить эффективность бюджетных расходов, для которых доля «распилов» и «откатов» составляет как минимум 30%. Это повысит эффективность расходов много больше, чем пресловутая «оптимизация» (то есть сокращение) расходов, но тут есть другая проблема – это серьезнейший удар по современной российской элите, которая не умеет работать и зарабатывать, но зато отлично научилась паразитировать на государственных финансовых потоках.
В-третьих, есть еще малый и средний бизнес. Его можно стимулировать, и это не только способ обеспечить самозанятость населения, среди которого растет безработица, но и существенно повысит налоговые платежи (если, конечно, не стричь этот самый малый и средний бизнес под корень еще до того, как он хотя бы минимально раскрутиться). Но и тут есть серьезная проблема, поскольку этот самый малый и средний бизнес – это основа доходов мелкой и средней бюрократии, которая совершенно не собирается понижать свой уровень жизни, есть там где-то кризис или нет.
Есть, конечно, и в-четвертых, и в-пятых, и так далее, но основанная коллизия уже понятна. В рамках спора «повышать/понижать» хорошего выхода просто нет. Вообще. А для реального симулирования экономики нужно принимать политические решения, к которым современное российское руководство не очень склонно. Особенно, если такие решения серьезно ударят по современной элите. Разумеется, рано или поздно такие решения принимать придется, причем в сильно более напряженной и тяжелой ситуации – но это же будет потом. А пока – скорее всего, разговорами все и ограничится.
источник и комментарии - http://khazin.livejournal.com/103513.html