Прихожу к выводу, что все проблемы возникают из-за аутсорса, и организации процесса в формате «рабский мартышкин труд», включая дедлайны и микроконтроль. Весь говнософт, все проблемы мира - вот оттуда.
Менеджеры в привычном понимании (технология проектного менеджмента по pmbook-like) не нужны. Туда же аналитики и архитекторы. Разработчики в привычном понимании (машинки, которые выполняют задачки,...
Читать далее... поставленные перечисленными выше ролями) тоже не нужны.
Вижу это как-то так:
У тебя должен быть СВОЙ продукт, и ТЫ его продаешь, и ТЫ его разрабатываешь. Он будет продаваться даже как есть, но если его улучшить - то он будет продаваться еще лучше.
Соответственно, набрана команда людей, личные интересы которой совпадают с улучшениями проекта. Например, если делаешь игру, и в игре есть скрипты - неплохо иметь человека который будет пилить скриптовый движок - не потому что задача в джире такая, а просто ему нравится делать компиляторы. Дальше люди сидят, и просто делают то, чего им всегда и хотелось - не быстро, не медленно, а в формате «покажем когда будет готово»
Откуда берутся задачи, если нет «менеджмента»? Из хотелок пользователей. Просто заходим в CRMку или на форум пользователей твоего продукта - и там будет бесконечность всяких хотелок. Не нужно никаких спринтов и мозготраха: ты просто сидишься и подряд выполняешь все задачи из багтрекера (хинт: это займет всю твою оставшуюся жизнь)
Контролировать процесс в целом нужно. Но это не то, для чего изначально создавался аджайл (улучшенный микроконтроль ценой увеличения времени выполнения). Продакт-менеджер или тимлид должен время от времени вразумлять группу, чтобы она не слишком-то отклонялась от общих целей проекта. Возможность напрямую дать задачу или отменить что-то у них быть должна - но менеджерами должны быть такие люди, которые стремятся не использовать такую возможность примерно никогда.
Во всем этом вижу несколько ключевых вещей:
- не должно быть никаких жестких дедлайнов. Регулярные интеграционные релизы для показа общественности - быть должны, но они ни в коем случае не должны превращаться в «дедлайны» к которым надо «успеть любой ценой».
- команда должна быть набрана из людей, мотивация которых привязана к выполнению работы (в том числе внешняя - к демонстрации этой работы на публике). Люди, которые работают за деньги, хотят чтобы им ставили четкие задачи, любят переносить ответственность на других (в частности, нуждаются в «начальстве» и «мотивации») - строго нафиг.
- для поддержания глобальной справедливости, нужно чтобы специалисты были соотвествующего скилла. Например чтобы за специалистом по компиляторам соседний жс-фронтенд постоянно не разгребал факапы в грамматиках.
- совершенно недопустимо сраться по поводу того, кто кого лучше. У нас тут типа коммунизм, все примерно равны (за исключением трех с половиной тимлидов и хозяев бизнеса). Хочешь ругаться, называть всех анскиледами, и требовать что-то от коллег - добро пожаловать на выход.
(- в частности никогда, никогда не должно быть ситуации «надо успеть нанять N человек ко дню X, потому что иначе не уложимся в сроки». Это задача, которая подписывает смертный приговор всему процессу сразу)
Если не лень, накидайте в комментах компаний, в которых прямо сейчас так?