Во‑первых, «нефть/газ/военка/». В том‑то и загвоздка, что мы продаем сырую нефть, а потом из‑за бугра покупаем ГСМ, пластмасу и др. (нефтянка не заморачивается на постройку дорогостоящих перерабатывающих заводов). Нам продают наши же блюда, только под другим соусом. Как только спрос на нефть начал падать (кстати, я не понял, почему нефть‑то вдруг подешевела? машин что ли меньше стало или пластика делают меньше?), рубль стал тоде валиться.
Во‑вторых, кризис‑то у них, вот они и начали выводить свой капитал из России, чтобы спасти свою жэ и на случай, если у нас падать все начнет (а может и для того, чтобы у нас падать все началось). А как только у нас стало меньше денег из‑за оттока капитала, кредитовать стало нечем. Когда спрос тот же, а ресурсов нет — собсно растет % ставка. И еще за риски накручивают. Кстати, интересный факт, что многие предприятия (например крупные сети продуктовых супермаркетов) живут в кредит: они берут кредит, чтобы запустить проект в городе Эн. затем, чтобы в городе Эс сделать тоже самое им снова нужен кредит, плюс еще немногожко на погашение долгов по предыдущему кредиту. И все круто и замечательно, пока поток денег есть, но как только кредит становится взять невозвожно — им отдавать становится нечем (сеть расширяется, она еще не вышла на уровень самоокупаемости, а платить везде надо).
Кстати, по поводу «падения доллара» — это не доллар падал, а рубль укреплялся, кажись. Америкосы хоть и потребляют больше, чем производят, зато у них все производство за бугром (фактически они жарят себе дешевую яишницу, скажем, у соседа на кухне, потому что своя повариха, сука, вредная и дорого берет).
А по поводу страхования, действительно есть Федеральное агентство по страхованию вкладов. Собственно, оно для этого и создавалось. Как только банк лопается, Агентство по каким‑то своим механизмам определяет, что пора и объвляет о том, что можно получить страховые выплаты там‑то и там‑то.
Вот как‑то так, имхо