Большая Тёрка / Мысли / Личная лента shjarztjoi /
Школа - это место, полное эмоций. Учитель каждый день работает со своими эмоциями и эмоциями других людей. Он может делать это сознательно и рефлексивно или может пытаться игнорировать этот аспект жизни. Однако такое «пренебрежение» не помешает ему это сделать, взрослых людей просят вспомнить моменты из школьной жизни, в которых они действительно были вовлечены в учебу, интересовались и мотивированы, чаще всего они вспоминают ситуации, в которых основное роль сыграл понимающий, чуткий, заинтересованный учитель (исследование Дженнифер Аллен и Джонатан Коэн, 2006). Худшие воспоминания связаны с унижением, непониманием или невниманием учителя. По мнению респондентов, они стали причиной их нежелания учиться и учиться в школе в целом. Учащиеся, которые чувствуют социальную, эмоциональную или физическую опасность, не могут полноценно участвовать в учебном процессе. Как сохранить их эмоциональную безопасность? Как использовать силу эмоций, чтобы она служила ученикам, их учителям и процессу обучения? В настоящее время в научной литературе есть два способа понимания эмоционального интеллекта. Первая из них (так называемая смешанная модель) характеризуется тем, что определение ИЭ очень широкое и включает как способности, навыки, так и личностные качества. По мнению сторонников этой концепции (например, Дэниела Гоулмана или Раувена Бар-Она), эмоционально интеллектуальный человек просоциальный, независимый, устойчивый к стрессу, настойчивый, общительный, открытый и так далее. Вторая, теоретическая, линия четко очерчивает границы между интеллектуальными способностями и личностью. Его сторонники считают, что эмоциональный интеллект - это совокупность когнитивных способностей, определяющих эффективную обработку эмоциональной информации. Это не означает, что авторы, поддерживающие такую модель (называемую моделью способностей), не видят связи между личностными чертами, упомянутыми выше, и IE. Разница в том, что они считают, что эмоциональный интеллект помогает выявить определенные модели поведения или черты характера, но не должен приравниваться к ним.. Самой зрелой и всеобъемлющей теорией эмоционального интеллекта является модель Питера Саловея и Джона Майера, которая описывает его как способность, состоящую из четырех измерений. Первое измерение - восприятие и выражение эмоций - касается точной идентификации чувств. Выявление эмоций касается как нашего собственного опыта (например, определение того, вызывает ли агрессивный ученик гнев или страх), так и восприятия других людей (точное прочтение эмоциональных проявлений, например, по мимике или интонации голоса). Второй компонент теории - ассимиляция эмоций - описывает влияние чувств на мыслительные процессы и подчеркивает, как эмоции могут влиять на эффективное решение проблем, принятие решений и творчество.. Педагог с замечательно развитыми способностями в этой области знает, какие эмоции следует вызывать у учащихся, чтобы добиться определенных дидактических эффектов (например, хорошее настроение стимулирует творческое мышление, а грусть - аналитическое мышление). Третий элемент модели - понимание эмоций - включает знания об опыте, относящемся к эмоциональной сфере. Эмоционально интеллигентный человек понимает эмоциональную значимость ситуаций и человеческого поведения и знает последовательность эмоций (например, понимание того, что чувство несправедливости разозлит студента). Эмоционально разумный человек также способен эффективно изменять свои эмоции и эмоции других людей, что составляет суть четвертого элемента модели - управление эмоциями.. Зачем студенту эмоциональный интеллект? Школа - одно из важнейших мест для приобретения эмоциональной компетентности. Многие учителя, педагоги и психологи давно знают, что, когда они сосредотачиваются исключительно на успеваемости в школе и игнорируют социальные и эмоциональные потребности учащихся, их работа оказывается неэффективной. Время, которое молодые люди проводят в школе, - это сложный период развития. Подростковый возраст связан со стрессом и неуверенностью в том, справится ли он с проблемами развития: создадите ли вы удовлетворительные отношения со сверстниками или приобретете знания, необходимые во взрослой жизни. Эмоциональный интеллект может помочь эффективно решить эти и многие другие проблемы: агрессия, насилие, зависимость или социальное неприятие. Основная причина, по которой учителя и воспитатели интересуются эмоциональным интеллектом, - это тезис о том, что он существенно влияет на успеваемость в школе. Некоторые даже заявляют, что знания о себе и других, а также способность использовать их для решения проблем адаптации являются основой академического обучения. Промоутеры IE (Э. Аронсон, Д. Гоулман) подчеркивают его огромную прогностическую силу в школьном контексте. По словам Аронсона, «эмоциональный интеллект и академический интеллект отделены друг от друга, и эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех в школе».. Лучшие оценки Во многих странах проводятся исследования влияния уровня IE на успеваемость в школе. В США была обнаружена небольшая, но значимая положительная корреляция между IE и средней оценкой учащихся. Среди учеников испанской средней школы результаты тестов на эмоциональный интеллект, собранные в начале года школы, предсказал оценки, полученные в конце года (исследование также контролировало влияние уровня общего интеллекта и влияние личности на школьные результаты). Исследование, проведенное в Австралии, показало, что дети с высокими баллами по шкалам эмоционального управления и контроля имеют более высокие оценки по математике (вероятно, эмоциональный контроль способствует концентрации на проблеме, особенно той, которая требует задействования ресурсов рабочей памяти), в то время как шкала эмоционального понимания является предиктором оценок от уроки искусства и географии. Исследование в Великобритании показало, что эмоциональный интеллект и IQ связаны с оценками по родному языку (но не по математике или естественным наукам). Также было обнаружено, что определенные аспекты ИЭ (особенно способность регулировать эмоции) больше влияют на оценки, чем познание. Однако не все исследования (хотя их определенно меньше) подтверждают тезис, сделанный вначале. Например, Кимберли Барчард (2003) в своем исследовании показала, что уровень IE не влияет на успеваемость в школе более значительно, чем личностные и когнитивные переменные. Вероятная причина противоречивых результатов исследований заключается в том, что ученые по-разному понимают эмоциональный интеллект и используют разные инструменты для его измерения.. Стоит задуматься, почему эмоциональный интеллект положительно влияет на успеваемость детей в школе. Высокий ИЭ, вероятно, связан со способностью планировать свои действия, принимать решения и мотивировать себя, что способствует успеху в школе. Социальное поведение также может быть связующим звеном между успеваемостью в школе и IE. Большие социальные компетенции Способность видеть, понимать и контролировать эмоции тесно связана с эффективностью...