Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Посвящается: Souchesagee
что происходит?, что делать?, модернизация россии, консерватизм, взгляд оттуда
Давно хотел ответить на этот вопрос, но руки никак не доходили.
.
В теории, свободный рынок - это действительно динамическая система. Но до определённой степени. Т.к. любая теория - это лишь приближение к реальности.
см. текст "Памяти Милтона Фридмана":
- http://kvistrel.ucoz.ru/news/2009-05-11-1066
- http://kvistrel.ucoz.ru/news/2009-05-11-1071
Кроме того, свободный рынок и либеральный капитализм (как и коммунизм, кстати) - это несколько разные вещи. Рынок действительно был всегда. При любом общественно-экономическом строе (читай при любой системе перераспределения прибавочного продукта).
Так вот законы рынка настолько сильные, что разрушают сейчас даже либеральный капитализм. Т.к. любой общественно-экономический строй - это, по сути, попытка ограничить и направить энергию рынка в нужное русло.
Проблема в том, что законы свободного рынка, с точки зрения общества, в котором сохраняется хоть какое-то представление о человечности и справедливости, это чистой воды социал-дарвинизм, людоедство. Либеральный капитализм наиболее точно соответствует этим законам. Т.е. Запад решил эту проблему принятием людоедской идеологии. Все остальные цивилизации ищут другой выход, т.к. считает, что человек и его жизнь всё-таки важнее абстрактной экономики.
Человек ведь существо общественное. И общество ему необходимо, чтобы противостоять прихотям дикой природы. В либерализме же мы опять лишаемся общества, лишаемся защиты, т.к. теперь либерализм и рынок начинает выступать в роли дикой природы. По большому счёту, либерализм - это эволюционный откат назад. Вместо усложнения структуры общества, повышения его эффективности и сплочённости перед лицом энтропии, человечество получило отмашку на животную, античеловечную "войну всех против всех", упрощение системы. Т.е. реально это отказ от всего того, что делает человека человеком, увеличение хаоса. Это именно та "пустыня", "мерзость запустения", о которой говорит Библия и вслед за ней Ницше.