Большая Тёрка / Мысли / buravhik / Святые грешники
buravhik, доброго Вам времени суток! Почитайте, если эта статья не покажется слишком большой.
Священники и мерседесы
Приходской священник чем-то похож на участкового доктора. Задерганный, уставший, бегает туда-сюда, то на причастие к больному, то на похороны, то на крестины. Жена его дома не видит, отчего законно бурчит. Быт заедает. Времени и сил на все не хватает. И работа-то важная, что у врача, что у священника. Архиважная, но не броская. Не футбольный форвард ведь и не модный певец. А тут чье-то больное воображение раз за разом изображает священника не иначе, как в «Мерседесе». Обидно, честное слово. Вы много участковых врачей в «Мерседесах» видели? Есть, конечно, врачи и на дорогих машинах, но это явно не сельский фельдшер и не педиатр районной поликлиники. И при том, что есть и «черные трансплантологи», и врачи, превращающие «дядю» в «тетю» и наоборот, как-то не поворачивается язык всем врачам кости мыть. Как-никак лечат, спасают, оперируют, консультируют. И скромно живут в подавляющем большинстве. А священникам кости мыть очень даже получается. Почему?
Видно потому, что к врачам чаще ходят, смертные телеса к осмотру представляют. Говорят «А-а-а» с ложкой во рту, выполняют команду «дышите – не дышите», и проч. А с Церковью знакомы издалека, по отцу Федору из «12-ти стульев» и по сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде». Оттого не известен большинству безверных соотечественников скромный быт большинства иереев, ездящих на маршрутках и в автобусах.
Да, собственно, какая разница, на чем ездит доктор, если я к нему лечиться пришел? «На чем хочешь, катайся, но хворь мою одолеть помоги», - я так думаю. И здесь все понятно, поскольку с болью личной и со страхом за жизнь любимых все знакомы в некую меру. А вот с болезнью своей души, с гнилью нутра своего знакомы не все. И этих, незнакомых, вечно тянет найти зло мира за пределами себя самого. Этим Незнайкам, то есть тем, кто не знает, что зло мира в них самих живет, когда-то пел молодой Мамонов: «Не убивайте мух! Источник заразы – ты!»
***
За священников обидно, и вообще обидно. Потому что у народа нет таких профессий, на которые смотрели бы с восхищением. Геолог, космонавт, ученый, милиционер, педагог, доктор… Ведь эти имена когда-то были овеяны идеей трудового подвига, общей пользы и народной любовью. «Кто такой шахтер? – Это смелый человек, который работает под землей, чтобы в наших домах было тепло. Кто такой учитель? – Это умный и добрый человек, который открывает перед нами двери в большую жизнь» И так далее. А сегодня? «Кто такой шахтер? – Это бедолага, который за копейки лезет под землю, и рад бы сбежать с работы, но некуда». Кто такой учитель? – Это неудачник, работающий за копейки и вымещающий свою обиду на детях» Кто такой милиционер? – Это тот же бандит, который ходит в форме. А политик? – тоже бандит, но не в форме, а в костюме» И так до бесконечности. Старшее поколение не уважают, потому что оно жило при тоталитаризме. Современников не уважают, потому что всюду мерещатся воры и жулики. Интересно, как при таком мировоззрении воспитать в собственных детях уважение к себе самому, если никто никого «идеологически» не уважает, презирает в принципе? С какой стати при такой парадигме, всосавшейся в кровь с детства, не отправить потом старика в дом престарелых, когда время приспеет?
Вот и первый урок приспел. Слушайте те, кто любит всех ругать, а себя хвалить! Слушайте те, для кого ничто не свято, кроме личного банковского счета! Инвестируйте в дома престарелых, пока не поздно. Не исключено, что вам там доживать придется. Или меняйте мировоззрение.
***
Бед и неправд вокруг много. Кто ж спорит? Но если только видеть чужое зло, не получится ли так, что гневно и жарко критикующий всех и вся человек – ангел, невесть как затесавшийся в толпу грешников? Он праведно гневен. Он знает, кого и за что карать. Хотелось бы видеть ангелов во плоти вокруг себя во множестве, и ищу я их. Не нахожу, правда. Ангелу молиться свойственно, а критиканы не молятся. Ангел высших не злословит, и Михаил Архангел даже диаволу «не смел произнести укоризненного суда, но сказал «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9) Беззаконники же «идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет. 2:10) Опять приходим к тому, что небрежет о себе человек раздраженный и завистливый, и Слова Божия не знает, иначе бы помнил, что в его глазу – бревно, а в чужих глазах – лишь сучки.
Но пусть не знает Писания «правдолюбец». И Библия у него есть, но ученик он паршивенький. Хоть историю-то своего народа знать он должен. Должен, но не знает. Или забыл, что прекраснодушные мечтатели, разрушавшие прежний не идеальный царский строй привели однажды своим безумием и мелкой одержимостью к власти такую редкую шайку негодяев, которая из миллионов людей всю кровь по капельке высосала. Или забыли? Или память коротка? Это же совсем недавно было. Опять дровами к чужой печке стать стремитесь? А знаете ли, что человек на мир смотрит не объективно, а сквозь стеклышки и линзы своего греховного опыта.
В некоем монастыре видел монах, как в вечерней темноте через забор один из братьев перелез и к селу направился. «Это блудник пошел в мир блуд творить», - подумал он. Ту же картину другой увидал. «Это вор из братьев пошел в село украсть что-нибудь», - подумал этот. Третий подумал: «Это кто-то из рабов Божиих пошел тайком милостыню раздавать». Почему на одну и ту же картину три такие разные реакции? Потому что всяк по себе судил.
Для блудника весь мир блудит. Для вора весь мир ворует. Для раба Божия весь мир угождает Создателю. Проверим же и мы себя по этому лекалу. Если нам кажется, что все воруют, значит, воры мы по внутреннему состоянию сердца своего. Если для нас все блудят, то значит и мы тоже. И если тебя или меня сегодня во власть пустить, то есть, как в анекдоте «я встану, а ты сядешь», ох и удивим же мы мир «бескорыстием». Я прямо уже сейчас вижу, какой мы, сегодняшние борцы, явим пример «трудолюбия, чистоты и человечности».
***
У нас в городе на Новый год центр разукрасили гирляндами – загляденье. И вот, слышу однажды, как два мужика в метро разговаривают.
- Помнишь, какой унылый город был на прошлое Рождество. Ни огонечка, ни гирляндочки.
- Так «они» ж о народе не думают. Только по карманам тянут.
- Зато в этом году как все красиво!
- Так «они» ж столько накрали, что могут теперь и огоньки развешивать.
Дальше я отошел. Стало вдруг и смешно, и грустно, и неинтересно.
Как говорится «картина маслом». Если в голове дырка, то ни хорошими законами, ни подарками, ни деньгами ее не зашьешь. Если же в душе моль дырку проела, или «жаба» из души радость высосала, то хоть весь мир туда засыпь - душа все равно голодной останется.
И вспомнил я Златоуста, сказавшего: «Все зло мира – от незнания Писаний» Действительно, знали бы мужички сказанное у пророков, мудрее были бы их речи, красивее была бы их жизнь. Например, такие слова: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4)
Протоиерей Андрей Ткачев, http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51485.htm
losash, рука руку моет? А я чинил не только мерседесов батюшкам и даже какой то монашке «тойоту кавалер». Нет я за, помогайте лечите, врачуйте души, ритуалы для чего? Ложь бесовская для чего. И самый главный вопрос, а для чего бог испытания нам посылает? Мы для него крыски подопытные? И если я хреновая крыса то зачем меня в итоге в преисподней веки вечные мучить? И что у него сил с лукавым справится не хватает, а?
Здравствуй, dkuznec! Думаю, не обидишься, если перейду с тобой на «ты» - вроде, не раз пересекались, да и сподручнее как-то…
Можно, начну с «самого главного вопроса»: для чего испытания? Отвечу словами человека, который чудом не попал в печь в Освенциме: «Страдания делают людей либо свиньями, либо святыми»(Виктор Франкл)
Ты, как я понял, автомобилями занимаешься? Представь, что тебя друг попросил поприсутствовать при покупке автомобиля в качестве консультанта. И видишь ты перед собой тачку – конфетка и заглядение снаружи. Присел за руль, а тебе в задницу пружина от сидушки впилась. Ладно, стерпел ты это – решил в динамике машинку потестить. Разогнался – глядь: из-под капота дым чёрный валит. Ты – по тормозам, соответственно. А они, соответственно, реагируют, но не очень как-то… С горем пополам остановился, отдышался, слюну сглотнул. Сказал бы ты другу своему: «Тачила- норм, бери не думая!»? - вряд ли…
А мог бы за руль не садиться, газ-тормоз не давить, кругом только обойти, колёса попинать, воздух в салоне понюхать. И сказать дружбану корефанскому: «Бери, – конфетка-заглядение!» Далеко бы он уехал…
Испытание не Богу нужно, дорогой ты мой человек! Он тебя и без тест-драйвов насквозь видит. Испытание надобно ТЕБЕ в первую очередь, чтоб увидел ты, что под капотом ТВОИМ лакированным и канделябрами украшенным делается! Чтоб ты САМ капот открыл, своими рукаслами, и позволил Ему подсказать, что тебе наладить надо, уважаемый… А то и помочь тебе в чём.
Крыски, мы, говоришь, для Него подопытные? Ну-ну. Для него – мы крыски… А для Него – дети родные, для которых и в кровь до 3/4 смерти быть битым, оплёванным, оболганным и мучительной смерти преданным быть не жалко, лишь для того, чтобы видел ТЫ, каким можешь быть и должен!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Преисподняя говоришь… Ну, слушай, что умный человек об этом пишет. Всё до конца читай, а не глазами пробегай лишь, серое вещество при этом напряги хоть раз в жизни!
«… как совместить христианское учение о Боге-Любви с учением, что эта Любовь дает жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся нескончаемым мучениям? Хотя совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то. Святой Исаак Сирин очень сильно сказал об этом: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой … клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
И в Откровении мы находим прямые утверждения и о вечности мучений, и, одновременно, учение о их конечности и спасении всех человеков. О последнем можно привести хотя бы следующие места Священного Писания:
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лук. 12,47-48). Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5: 18).
…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3; 13-15).
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор. 15,28).
А Христос за всех умер... (2Кор. 5, 15).
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4,10).
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2 ,11).
О том же писал и целый ряд Отцов ...
В богословско-умозрительном плане этот вопрос не имеет однозначного решения. Это и не удивительно. Любой разумный человек понимает, что если в познании даже нашего видимого мира человеческий разум наталкивается на непреодолимые границы, то тем более в понимании реальностей того мира это должно иметь место. Будущая жизнь - действительно великая тайна.
Поэтому самое разумное отношение к поставленному вопросу является … смирение перед этой тайной. Мы не понимаем вечности, мы не знаем ни рая, ни ада, нам не открыто, что такое новое небо и новая земля, мы не представляем себе всеобщего воскресения и жизнь в новом теле и т.д., потому оставим мечту решить уравнение с многими неизвестными, склонимся верою перед любовью и премудростью Божией, поверим, что у Господа не может быть ни неправды, ни мести, ни воздаяния, но есть только одна безграничная любовь и, следовательно, для КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ВЕЧНОСТЬ БУДЕТ ПРЯМО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕГО ДУХОВНОМУ СОСТОЯНИЮ, ЕГО СВОБОДНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ….» Никто в ад тебя пинками не заталкивает. В рай, кстати, тоже.
Не устал ещё? Мозги не кипят?
По поводу «И что у него сил с лукавым справится не хватает, а?». Он любит лукавого (не путай, только пожалуйста, с делами лукавого). Ровно также, как меня, и ТЕБЯ, и всех. Удивлён? И поэтому – НЕ МОЖЕТ его уничтожить. Лукавый сам погибнет, он САМ изначально избрал не-жизнь.
Ревенон а но к батюшкам. «Ложь бесовская для чего?», вопрошаешь. Они всего лишь люди, отвечу. Люди, как ТЫ и я. Со страстями, говнецом, жадностью и до фига ещё с чем у себя под капотами. Они выполняют вспомогательные функции для ТЕБЯ. Не задирай только нос, пожалуйста, но это именно так.
А ритуалы? Они имеют смысл в одном лишь случае. Если ТЫ САМ переживаешь Бога. Вот, читай, что ЭТОТ ЧЕЛОВЕК сказал: «Я был поражен, когда после такого откровения Божия вошел в церковь. И раньше ведь приходилось: и дома заставляли ходить, и в средней школе нас водили в церковь. Но, что там? Стоял как столб, не интересовался, занимался своими мыслями и все.
Но когда после обращения сердце немного открылось, то в храме я первым делом вспомнил предание о послах князя Владимира, которые, когда вошли в греческую церковь, уже не знали, где находятся: на небе или на земле. И вот первое ощущение в церкви после пережитого состояния: что человек — не на земле. Церковь — не земля, это кусочек неба. Какая радость была слышать: «Господи, помилуй!». Это просто неимоверно действовало на сердце: все богослужение, постоянное воспоминание имени Божия в разных формах, песнопениях, чтениях. Это вызывало какое-то восхищение, радость, насыщало...»
В противном случае , богослужение – не более чем колоритный старинный обряд. Точка.
К тебе вопрос: чем тебя-то лично Бог обидел?